Анна Стешенко, LB.ua
Выборы-2020. Почему это важно
Почему местные выборы важны и как их результат повлияет на всех нас
Вы не знаете фамилию своего депутата местного совета? Не подозревали, что у него есть приемная? И не ходили голосовать на местных выборах 2015 года? (Тогда явка составила 46,62%, а на последних президентских она была 62,8%).

При этом, каждый раз, выходя из дома, вы видите разбитую дорогу, ведёте ребёнка в детский сад без ремонта или школу с протекающей крышей? Простой обыватель зачастую продолжает обвинять президента, народных депутатов и Кабинет министров в горах мусора на улицах, в массовой и неконтролируемой застройке, перебоях с теплом зимой или в многомесячном отключении воды в трубах.

Но в ответе за все это и многое другое – органы местного самоуправления. Местная власть, которую мы будем выбирать 25 октября.
Кто за что отвечает
Основоположные принципы самоуправления на местах закреплены в IX разделе Конституции и законах. В процессе реформы децентрализации, которая началась с 2015 года, поменялось не только административно-территориальное устройство: вместо 490 районов осталось 139, а также созданы 1470 объединённых территориальных громад. ОТГ уже переходят на прямые межбюджетные отношения с госбюджетом.

Простыми словами, громады выходят из подчинения районных советов, а также сами определяют направление развития и на что тратить заработанные деньги.
Теперь в бюджете ОТГ остаются:
60%
налога на доходы физических лиц
100%
налога на имущество
100%
единого налога
5%
акцизного налога с розничной торговли
табак, алкоголь, нефтепродукты
100%
налога на прибыль учреждений коммунальной собственности ОТГ
100%
платежей за предоставление административных услуг
25%
экологического налога
«За последние годы каждый гражданин смог лично увидеть: как меняются их населенные пункты. Реформа децентрализации дала возможность оставлять значительное количество средств на местах. Поэтому новоизбранные лица смогут на местах наконец-то реализовать свои полномочия, свои планы и стратегии

Если ранее во время избирательных кампаний было много красивых обещаний, красивых программ, но под них на деле не было финансирования, то сейчас ситуация реально изменилась. Теперь сами общины, если и не могут полностью заменить всю канализацию или водоснабжение, то как минимум их в силе отремонтировать.

Поэтому именно эти местные выборы – это возможность для политиков себя реализовать. Что объясняет желание даже многих действующих нардепов идти во власть на места... Там больше возможностей».

Алексей Кошель
глава Комитета избирателей Украины
За что отвечает местная власть?
Полномочия органов местного самоуправления касаются практически всех сфер деятельности – от финансов, управления коммунальной собственностью, ЖКХ, транспорта до образования, здравоохранения, культуры, земельных отношений и охраны окружающей природной среды, социальной защиты населения.

Полномочия обласного совета
— утверждает областной бюджет и вносит в него изменения;
— утверждает программы социально-экономического и культурного развития;
— распределяет средства госбюджета (дотации, субвенции) между бюджетами районов, городов, сел, поселков;
— учреждает средства массовой информации, назначает их руководителей;
— заслушивает отчеты руководителей созданных советом органов;
— досрочно прекращает полномочия депутатов;
— решает вопросы о продаже, передаче в аренду имущества.

Полномочия городского совета (совета ОТГ)
— утверждает устав общины, местный бюджет, объявляет недоверие городскому главе/главе ОТГ;
— устанавливает местные налоги и сборы, регулирует земельные отношения и использование природных ресурсов местного значения;
— организует пассажирские перевозки на территории общины;
— развивает местные дороги, парки, детские площадки, социальные и спортивные заведения;
— организовывает медобслуживания и питание в учебных заведениях;
— устанавливает новые торговые объекты, сдает в аренду коммунальные помещения и землю;
— создает учреждения по бесплатной правовой помощи, естественные заповедные объекты местного значения;
— определяет надбавки педагогам из местного бюджета, финансирование развития внешкольного образования: музыкальных школ, кружков, секций;
— утверждает строительство учебных и медицинских заведений.
Полномочия городского главы/главы ОТГ
— созывает сессии совета ОТГ, голосует на сессиях исполкома, подписывает решения совета и исполкома;
— подписывает соглашения от имени громады;
— предлагает кандидатов на должности начальников управлений, коммунальных предприятий, назначает и увольняет руководителей отделов, управлений, предприятий коммунальной собственности (кроме детсадов, школ, внешкольных учреждений);
— проводит приемы граждан;
— издает распоряжения;
— созывает общее собрания граждан по месту жительства;
— единолично НЕ распределяет бюджет, НЕ решает, что строить или ремонтировать, не устанавливает тарифы, пенсии, соцвыплаты.
Полномочия старосты села/поселка
— представляет интересы жителей села/поселка, принимает участие в заседаниях совета ОТГ, постоянных комиссий и исполкома;
— принимает участие в подготовке бюджета общины в части села/поселка;
— контролирует благоустройство села/поселка, использования объектов коммунальной собственности;
— помогает жителям села/поселка в подготовке документов для органов самоуправления;
— организовывает общее собрание и общественные слушания села/поселка.

По словам Алексея Кошеля, учитывая все эти полномочия и наконец-то наличие ресурсов на местах, именно сейчас важно сделать осознанный выбор партий и кандидатов.

«Во многом по этой причине ход местной избирательной кампании показал запрос у избирателей на профессионалов. Если ранее был запрос на «новые лица», то сейчас люди на местах будут делать выбор, смотря на результаты, – уверен глава КИУ. – На тех, кто уже показал конкретные результаты своей работы в той или иной сфере. По этой причине мы даже наблюдаем феномен чрезвычайно рейтинговых городских голов. Потому что в условиях децентрализации они уже смогли показать работу по озеленению тех же парков и скверов, по строительству дорог, школ, детских садиков и больниц. Поэтому у нас несколько городских глав городов-миллионников имеют все шансы победить уже в первом туре».

За две недели до выборов у меня складывается впечатление, что никто и ничего конкретного не обещает. Преимущественное количество кандидатов говорят общими формулировками. Или же сводят все к малосодержательным лозунгам: города будут зеленые», «все будет чисто и хорошо», «счастливые жители сел и городов»
Алексей Кошель, глава Комитета избирателей Украины
Но проблемным, по его оценкам, все ещё остаётся отсутствие у избирателя запроса на содержательную кампанию.

По новым правилам
Ещё 19 декабря 2019 года депутаты Верховной Рады с предложениями президента Владимира Зеленского приняли новый Избирательный кодекс. Тем самым закрепили принципиальные и масштабные изменения всей избирательной системы. Привычная «мажоритарка» останется только для общин с населением менее 10 тыс.человек. А роль партий (переход к пропорциональной системы с «открытыми списками) ощутимо усилится.

Уже через две недели проголосовать в бюллетене нужно будет одновременно и за партию, и за конкретного ее кандидата. Аналогично исключительно от партий будут баллотироваться кандидаты в депутаты районных и областных советов. То есть, право самовыдвижения сохраняется только для городов и поселков с количеством избирателей до 10 тыс. Ранее такой порог для партийных выборов начинался от 90 тыс. населения.

Теперь же выбирать районные, областные, сельские, поселковые и городские советы с количеством избирателей более 10 тыс. мы будем по пропорциональной системе с «открытыми списками». Первую «галочку» нужно будет поставить за партию. Минимально необходимый проходной барьер для партий составляет 5%. Во второй графе избиратель должен будет выбрать конкретную фамилию депутата из выбранного им партийного списка, что повышает его шансы.
Если избиратель такую цифру не поставит, то не даст преференцию тому или иному кандидату. Тогда вся система останется, увы, закрытой. Суть же вписывания, допустим, номера 12 за кандидата, который хороший и является добросовестными, чтобы он стал первым номером. Если этого не произойдёт, то весь эффект, за который боролись все эксперты, чтобы списки были открытыми, будет нивелирован

Ольга Айвазовская
глава правления гражданской сети «Опора»
По ее словам, именно на этом этапе может быть извращена изначальная идея перехода на партийные открытые списки. По ее словам, даже на сайте ЦИК до сих пор нет полной информации о всех кандидатах от партии. Избиратель в таком информационном вакууме уже непосредственно на участке может как минимум запутаться, не поставив цифру, соответствующую фамилии того или иного кандидата.

Но не только это может сбить с толку. Еще один сюрприз – это количество бюллетеней, которое человек получит на руки в день голосования. Айвазовская пояснила, что в Киеве таких будет только два – по выборам эра и депутатов Киевсовета.

Большинство избирателей страны получат четыре бюллетеня – для голосования за голову (села или города), за депутатов сельского (или городского) советов, районного и областного советов соответственно.
Но избиратели Житомира, Кривого Рога, Кропивницкого, Полтавы, Херсона получат пять бюллетеней. Ведь им надо будет выбрать, кроме упомянутых четырех, еще и депутатов районных советов. Для избирателей, проживающих на неоккупированных территориях Донецкой и Луганской предусмотрено по три бюллетеня для голосования –за главу своего населенного пункта, за депутатов в совет города или ОТГ и за депутатов в районный совет. Выборов в областные советы там не будет.

Также вводится новая система избрания в два тура глав общин с населением больше 75 тыс. избирателей. Если по подсчетам бюллетеней кандидат не набрал 50% + 1 голос, то назначается второй тур. Там, где избирателей меньше 75 тыс., голова избирается простым большинством.
Незнакомая избирательная система не только для избирателя, но и членов комиссий может затянуть процесс подсчета голосов и подведение итогов выборов, а ситуация с пандемией добавит дополнительных проблем. И это связано не только с необходимостью соблюдениях санитарных норм на участках, но и с выездом мобильных бригад к избирателям. Они на свой страх и риск будут ехать или вообще откажутся от такой формы голосования на дому
Ольга Айвазовская, глава правления гражданской сети «Опора»
Неожиданностью для экспертов стало предложение президента Зеленского провести опрос избирателей в день голосования. «На выходе из участков такой опрос возможен, никто не запрещает компаниям работать и проводить экзит-поллы. Но вопрос: за чей счёт будет организован этот опрос, какие вопросы там будут? Очень важно: будут эти вопросы задавать до или уже после голосования. Если опрос будет «до» с вопросами, имеющими политтехнологическую составляющую, что будет подталкивать избирателя голосовать за конкретную партию, то, естественно, это будет нарушением международных стандартов, «дня тишины» и запрета на скрытую агитацию», – не сомневается Ольга Айвазовская.

С этим согласен глава КВУ Кошель.
Проведение такого опроса противоречит положениям действующего Избирательного кодекса. Поэтому я не вижу никаких юридических оснований для этого. Тем более, когда у нас осталось меньше двух недель до выборов. Это идёт вразрез самой логике референдумов, который явно готовится. Но референдум – это не только позиция избирателей, но и предшествующая этому общенациональная дискуссия
Алексей Кошель, глава Комитета избирателей Украины
В любом случае, эксперты призывают идти и голосовать. Это реальный шанс изменить ситуацию «снизу», а не сетовать постоянно на то, что «рыба гнёт с головы».